Украина стоит на пороге нового времени, проявляя непреодолимое желание войти в европейское сообщество, вместе с тем остро встал вопрос соблюдения прав интеллектуальной собственности, борьбы с «пиратством» и т.п.
Но что мы знаем о «пиратстве»? На первый взгляд, это должно касаться продажи немаркированных компакт-дисков. Да все верно, но это лишь маленькая часть «пиратства», видимая невооруженным глазом верхушка айсберга. Гораздо глобальной и многосторонней является проблема незаконного публичного использования объектов авторских и смежных прав. Тяготит данную проблему и тот факт, что большинство субъектов предпринимательства даже не подозревают что за музыку, которая звучит в их кафе, магазинах, ресторанах и т.п. нужно платить! Ведь каждое произведение фактически тоже является товаром, в материальном воплощении которого сосредоточено результат творческой деятельности автора или коллектива авторов.
Сразу возникает другой вопрос, за какую музыку нужно платить?
За частное использование или в семейном либо дружеском кругу платить не нужно! А вот за публичное исполнение, демонстрацию, показ, например, аудио записи, видеозаписи, платить придется.
Рассмотрим все по порядку. Что такое публичный показ?
Публичный показ – это любая демонстрация произведения, исполнения, фонограммы, передачи организации вещания с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т.д. (за исключением передачи в эфир или по кабелям) или с помощью других устройств или процессов. Публичный показ осуществляется в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи (или близких знакомых этой семьи). Такими местами являются бары, предприятия общественного питания, рестораны, предприятия торговли, транспорта, клубы, киноконцертные залы, танцевальные и концертные площадки, парки, спортивные залы, салоны (залы) игровых автоматов, гостиницы, санатории, дома отдыха и тому подобное. При этом не имеет никакого значения, каким техническим способом это обеспечивается – с использованием наземного телевидения или сети Интернет, магнитофона или радиовещания, спутникового вещания и тому подобное. Главное, что речь идет о дополнительной услуги для публики, которая находится в данном общественном месте.
Распространенной среди субъектов предпринимательской деятельности является мнение, что они, по их мнению, не осуществляют коммерческого использования музыки, ведь осуществляют деятельность в другой сфере, от которой и получают доходы – торговля, общественное питание и др. Но согласно законодательству, данное мнение ошибочно и не соответствует действительности. Для такого утверждения есть достаточно простое решение: не хочешь платить за музыку, то прекрати ее использовать, выключи магнитофон либо прекрати выполнения, в противном случае – плати!
Кому и сколько платить?
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 71 от 18.03.2003 г. «Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты» лица, осуществляющие коммерческое использование фонограмм и видеограмм, самостоятельно перечисляют суммы вознаграждения определенным МОН уполномоченным организациям коллективного управления имущественными правами субъектов смежных прав (далее – УОКУ), созданных субъектами смежных прав и не являются государственными организациями.
Мы уже выяснили, что уполномоченными организациями осуществляющими сбор за публичное использование объектов авторских и смежных прав являются организации коллективного управления имущественными правами субъектов авторских и смежных прав. Перед тем как осуществить выплату вознаграждения за публичное использование, должно быть заключение договора с организацией коллективного управления Перед заключением договора, важно убедиться в компетенции такой организации.
Законодательством определено, что за коммерческое использование зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах исполнений, публичное исполнение опубликованных с коммерческой целью фонограмм и их экземпляров, публичная демонстрация опубликованных с коммерческой целью видеограмм и их экземпляров составляет 1 процент доходов, полученных с того вида деятельности, в процессе которой осуществляется использование объектов смежных прав, или 2,5 процента общей суммы расходов на указанный вид объектов смежных прав в случае отсутствия таких доходов. Кроме начисления вознаграждения, указанные юридические и физические лица обязаны предоставлять уполномоченным организациям в письменной форме в установленные договором сроки сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, в частности относительно наименования использованных фонограмм и (или) видеограмм и зафиксированных в них исполнений, их производителей и исполнителей, продолжительности каждого использования указанных объектов смежных прав, размера полученных доходов от деятельности, связанной с использованием этих объектов, или суммы расходов на осуществление их использования и тому подобное. Однако в основном полностью предоставить такую информацию объективно невозможно, а потому в договоре с УОКУ отмечается, какая информация для отчетности является достаточной.
Субъектам предпринимательской деятельности нужно заключать договоры, а не надеяться на везение в том, что проверки у них не будет. Такого рода договоры с УОКУ являются не только требованием законодательства, но и гарантией от штрафных санкций, ведь гораздо экономнее оплатить разумную цену каждого месяца, чем периодически платить штрафы в размере от 10 до 200 необлагаемых минимумов (ст. 51-2 Кодекса Украины «Об административных правонарушения») с конфискацией видео- и звукозаписывающей аппаратуры. К тому же, придется заплатить вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав в полном размере, без каких-либо скидок.
Еще одним из важных вопросов, является публичная трансляция сигнала FM-радиостанций.
Ведь нет материального носителя, на котором осуществлено фиксацию исполнения, а в Законе Украины «Об авторском и смежных правах» определение термина «фонограмма» понимается в большей степени как «материальный носитель». Но детальное определение данного термина закреплено международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), совершенной 26 октября 1961, присоединение к которой Украиы провозглашается Законом Украины “О присоединении Украины к Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций” N 2730-III от 20.09.2001, в пункте (b) статьи 3 дает так определение фонограммы – это любая исключительно звуковая запись исполнения или других звуков. Договор по исполнениям и фонограммам, принят Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 к которому Украина присоединилась 20.09.2001 г., Что было зафиксировано в Законе Украины “О присоединении Украины к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам” № 2732-III под фонограммой понимает запись звуков исполнения или других звуков, или воспроизведения звуков, кроме звуков в форме записи, включенного в кинематографического или иного аудиовизуального произведения (статья 2 (b)).
Учитывая указанное, напоминаем владельцам, руководителям, администраторам заведений общественного питания, торговли, гостиничного бизнеса и развлекательных заведений, где используется музыкальное сопровождение – о необходимости соблюдения авторских прав.
В Черновицкой области Компания «Виктория» является полномочным представителем Украинской Лиги Музыкальных Прав (организации коллективного управления имущественными авторскими и / или смежными правами и представляет интересы авторов, исполнителей музыкальных произведений). По вопросам заключения договора на использование музыкальных произведений и уплату роялти просим обращаться по телефону: +3 (095) 329-65-83.
Адрес представителя: г. Черновцы, ул. Героев Майдана, д. 31, оф. 10
Директор Департамента сопутствующих продаж
Компании «Виктория»
Долиба Елена Романовна